Полезные советы


Гиперактивный ребёнок

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.


В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
должен преобладать поведенческий аспект:
1.        Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
           проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
           помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность
 не являются умышленными;
           контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
           не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
           стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
           избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных 
требований к ребенку;
           реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, 
повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
           повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
           не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
           выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
           для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2.        Изменение психологического микроклимата в семье:
• уделяйте ребенку достаточно внимания;
           проводите досуг всей семьей;
           не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3.        Организация режима дня и места для занятий:
• установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
           чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
           снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
           оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
           избегайте по возможности больших скоплений людей;
           помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
           организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
           придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание 
и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, 
завести дневник самоконтроля;
           не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть 
к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте 
после совершения поступка;
           чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам
 очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания,
 однако чувствительны к поощрениям;
           составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите 
соглашение на определенные виды работ;
           воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
           не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
           постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
           не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
           не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, 
возрасту и способностям;
           помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый 
трудный этап;
"Кричалки-шепталки-молчалки" (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной
 активности. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый,
синий. Это - сигналы.
Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку" - можно бегать, кричать, сильно
 шуметь; желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться,
на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол
 и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчалками".
"Слалом-гигант"
(Развитие внимания и контроль двигательной активности).
Из стульев делаются две параллельные "трассы" слалома, которые соревнующиеся команды 
должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями,
 заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, 
 первой прошедшая трассу без ошибок.
"Мяч в круге"
Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о 
своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.
"Скамья запасных"
Контроль импульсов и двигательной активности.
Выбивший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет 
со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается 
поражение.
"Скалолазы"
(Концентрация внимания, контроль импульсивных движений).
Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом 
минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, 
считается "сорвавшимся" и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом
 добравшаяся до противоположного угла.
"Морские волны" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, 
 способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети 
по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми
 партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д.
Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают
 в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д.
По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения
 повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг
 за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".
"Ловим комаров" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям 
 подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам
 в классе (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. 
Вот так!
Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, нажимая 
и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить
 комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде 
 "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на своё усмотрение). 
Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные 
ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. 
А теперь - снова за работу!"








Бесіда «Як краще виконувати домашнє завдання»
Мета: розширювати знання учнів про правильність виконання домашнього завдання; розвивати зв’язне діалогічне мовлення; виконувати уважність, точність, правильність виконання домашнього завдання.
Хід бесіди
Учитель. Якось на вулиці зустрілись два хлопчики. Вони жваво про щось між собою розмовляли.
-         Слухай, Сашко, я вчора, повернувшись зі школи, пообідав і почав виконувати уроки Спочатку виконав малюнок. Потім прочитав казку, а  тоді сів писати математику. І чомусь для мене була дуже важка задача?!
-         А ти знаєш,  - мені теж було важко розв’язувати задачу. Спочатку я переписав вправу, закінчив виріб із трудового навчання, потім приступив до задачі.
-         Діти, чому хлопчикам було важко виконувати задачу? (Відповіді учнів).
-         Розмову між двома хлопчиками випадково почула вчителька. Вона зупинилась біля них і дала слушну пораду.
-         Як ви вважаєте, що порадила вчителька?
Виконання домашнього завдання слід розпочинати від складного до простою. У даному випадку учні спочатку повинні були виконати задачу, потім - переписати вправу, пізніше – прочитати казку, і вкінці – виконати малюнок.
Хлопчики зрозуміли, чому задача для них видалась важкою, хоча насправді вона проста і легка. І були вдячні за пораду.
-         А як ви виконуєте домашнє завдання. (Відповіді учнів).
-         Отже, всі прислухайтесь до поради вчителя і виконуйте її. Тоді все у вас буде гаразд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий